Блог

Одним прекрасным утром в офис приходит заказчик и говорит: «Хочу такой же дизайн сайта как вот у тех ребят с соседнего района, сколько будет стоить и в какие сроки сделаете»? Невинные попытки проджекта перевести разговор в русло технического задания на дизайн сайта к успеху не приводят – договор заключён, приговор будущему сайту вынесен. 


Через пару месяцев после сдачи проекта выясняется, что сайт не продаёт, посетители уходят. Кто виноват и что делать? На самом деле виноват как заказчик, так и менеджер студии. Первый подошёл к вопросу, мягко говоря, халатно, второй пошёл на поводу и не отстоял свою точку зрения.


Пострадали в итоге все: пользователи; заказчик с расшатанной нервной системой; студия, вынужденная тянуть этот проект до победного конца. Можно было бы избежать этого? Конечно, можно. Давайте рассмотрим, как именно.


С чего начинать составление технического задания на дизайн сайта?


Техническое задание – своего рода страховка от несчастного случая. Но, к сожалению, в её волшебную силу начинают верить лишь тогда, когда «гром уже грянул». Перед написанием технического задания  ответьте себе на несколько вопросов:


1. Кто должен составлять техническое задание (ТЗ) на разработку дизайна сайта?


По-хорошему, в заказной веб-разработке процесс создания сайта делится на несколько этапов: аналитика, прототипирование, дизайн, вёрстка, программирование  и т.д. Казалось бы, на каждый этап по ответственному и всё:  вы готовите со студией ТЗ – последняя делает.


Однако на практике получается так, что ТЗ сваливается на проджект-менеджера и дизайнера. Это в корне неправильный подход. В процесс должны быть вовлечены все ответственные лица: проджект-менеджер, верстальщик, дизайнер и программист. Иначе получается невнятное катание мяча по полю: менеджер понял одно, дизайнер услышал по-другому, верстальщик вернул ТЗ менеджеру, программист сказал, что у вас тут хромая лошадь и делать я это не буду.


2. Когда писать техническое задание на дизайн?


ТЗ перед началом проекта рассматриваете лишь в качестве ориентира, который в 90% случаев поменяет свой вектор сразу же после этапа прототипирования, когда вы будете понимать концепцию проекта и его функциональную часть. Так и так придётся переделывать и дорисовывать. 


3. Что писать в техническом задании на разработку дизайна?


3.1. Общая информация о сайте. В этом пункте желательно отразить такие вопросы как: какова главная задача сайта – он должен продавать или информировать? какие именно сообщения сайт будет доносить до своей аудитории?


Пример: главная страница интернет-магазина должна подчёркивать его  связь с офлайновым брендом, чтобы у пользователей не возникало никаких разночтений по его принадлежности.


3.3. Информация о компании. Кратко расскажите о том, что представляет из себя ваша компания, чем занимается, в чём её отличие от других.


Пример: Компания «Петров и сотоварищи» основана в 2000 г., имеет представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Специализируемся на поставке кисломолочных продуктов для розничных сетей «Гетро», «Мери&Керри», «Шестёрочка».


3.4. Примерная структура сайта. Можно текстом, но лучше в виде рисунка в любом MindMap-редакторе. Актуально в том случае, если вы по тем или иным причинам пропустили этап прототипирования. 



MindMap сайта



3.5. Пожелания по сайту. Здесь прописываем общую цветовую концепцию сайта, что хотим отобразить на страницах, сколько их будет, сколько страниц будет с индивидуальным дизайном, а сколько с шаблонным.


Пример: Главная страница должна отвечать общим стилистическим требованиям брендбука, подталкивать пользователей к совершению целевых действий с главной страницы сайта – заказ обратного звонка, отправка письма по e-mail, звонок в офис и др.


3.6. Фирменный стиль. Называйте, как хотите – руководство по фирменному стилю, брендбук и т.п. Суть одна – дизайнеру крайне желательно иметь на руках что-то приближенное к вышеперечисленному. Другое дело – в большинстве случаев такого документа у маленького и среднего бизнеса просто нет. Если это про вас – предоставьте дизайнеру хотя бы логотипы, буклеты, слоганы. 


3.7. Нравится или не нравится? В техническом задании на дизайн сайта обязательно укажите сайты, которые, с одной стороны, вызывают у вас восторг, а, с другой стороны, негодование.


Пример: на сайте «Бровкин» нам нравится яркая шапка сайта, а особенно сочетание красного и белого цветов. Если мы попробуем такое же сочетание и на нашем сайте, то конверсия с главной страницы предположительно увеличится на 5%.


3.8. Внутренние страницы. В этом пункте пройдитесь по следующим вопросам: для чего предназначается страница, какое действие пользователь должен выполнить на ней, как дизайн будет способствовать выполнению этого действия.


Дополнительно:  


- список внутренних элементов (формы, изображения, минимальные и максимальные размеры изображений)


- статика. Как должны выглядеть хедер и футер сайта, какие элементы должны быть расположены на них?


3.9. Ограничения. Нежелательные цвета и изображения, ограничения по размерам также прописываются в техническом задании.
Пример: на главной странице ширина центральной картинки не должна превышать ширину второстепенной.


PS: если сайт для вас разрабатывает веб-студия, техническое задание (ТЗ) на сайт может существовать как в виде отдельного документа, так и в составе других: ТЗ на разработку сайта.

 

 


Возврат к списку